Концепция конкурса
Тема конкурса
«Новая идентичность»
Какой паблик-арт создавать на территориях, где смысловой контекст не проявлен или попросту отсутствует? Вернее, как его там создавать? Ведь одно из необходимых условий гармоничного встраивания паблик-арта в урбанистическую среду — его связь
с genius loci, т.н. духом места, его соответствие тем ассоциациям, которые само место пробуждает в сознании людей.

Группа «Самолет» и Агентство креативных индустрий при Правительстве Москвы проводит всероссийский конкурс Samolet Art Contest на создание арт-объектов для новых городских кварталов. Конкурс проводится в рамках государственной программы развития арт-рынка Арт Фабрика
Жилые комплексы «Верейская, 41», «Заречье Парк» и «Остафьево» Группы «Самолет» к западу и к югу от центра Москвы строятся, разумеется, не на пустом месте. Каждая из осваиваемых территорий обладает своей уникальной историей. Однако идентичность всех этих локаций с учетом трех факторов — невыраженность «духа места», новая архитектура, новые жители — очевидным образом требует перезапуска. Фактически речь идет о том, чтобы сконструировать для перечисленных мест новые смыслы.

Одна из главных задач паблик-арта — усилить ощущение сопричастности человека к конкретному месту, сообществу, дать ему некий образ, с которым он сможет идентифицировать себя и ту среду, в которой он обитает. Но что если среды как таковой нет, сообщества нет — они формируются ex nihil, то есть «с нуля», «из ничего»? В этом случае лишь природа может подсказать правильный ответ. Природа — это первооснова, то, что определяет любой градостроительный контекст: есть река, значит, будет набережная, порты, есть рельеф, значит, будут петляющие дороги, квартальная сетка, подчиненная системе объездов, подъемов и спусков и так далее. Когда стоит задача создать нечто на пустом месте, человек всегда отталкивается от специфики природного окружения. Природа же может задавать и направление художественной мысли.

На что при этом опираться?
Основная задача конкурса — создать продукт, который будет одинаково адекватно воспринят и широкой публикой, и художественным сообществом, который задаст новые смыслы для жителей новых территорий и новых кварталов.
Архитектура жилого комплекса «Верейская, 41» обыгрывает образ одного из природных чудес Русского Севера – северного сияния, колористическое решение «Остафьево» отсылает нас к каменистым берегам Балтийского моря, облик «Заречье Парк» намекает на происхождение топонима «Заречье» — от «за рекой» — и вызывает в памяти национальный архетип русской реки. Таким образом, проекты Группы «Самолет» символизируют три стихии — воздух, земля, вода — и в то же время привязаны к теме русской природы, родных просторов — семантическая конструкция, понятная, без преувеличения, всем.

Участникам конкурса предлагается поразмыслить о том, как средствами искусства акцентировать тему русской природы как консолидирующего российское сообщество фактора и перекинуть мостик от архитектуры к ландшафту. Для «Верейской, 41» нужен арт-объект, раскрывающий идею северного сияния как природного чуда, для «Остафьево» — арт-объект, передающий мощь камня как строительного материала, для «Заречье Парк» — арт-объект, рассказывающий о красоте и величии русской реки.



Группа «Самолет» предлагает отталкиваться именно от природного контекста. Этот подход, в частности, нашел отражение в архитектуре жилых комплексов «Верейская, 41», «Заречье Парк» и «Остафьево». Что объединяет всех нас, жителей бескрайней России, если не любовь к невероятно разнообразной природе страны? Недаром концепция того же Парка Зарядье у стен Московского Кремля следует той же логике. Авторы проекта парка смогли уловить этот тонкий момент, поймать это настроение, и создали очень русское — именно за счет своего природного разнообразия — пространство.


Made on
Tilda